Воспитание

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» заложены аспекты, призванные модернизировать систему образования России. Суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, предметно-эстетической среды.

Цель воспитательной работы: Создание условий для самореализации и самовоспитания обучающихся, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой.

Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;
  • Развивать способности обучающихся в самых различных видах досуговой  деятельности;
  • Формировать у обучающихся понимание значимости здоровья для  собственного самоутверждения;
  • Воспитывать нравственную культуру, основанную на  самовоспитании и самосовершенствовании;
  • Воспитывать любовь к Родине.

С 2006 по 2011 в школе была разработана и осуществлялась воспитательная программа  «Школа русской культуры». Ее составная часть - проекты «Россиянин» и «Традиции», призванные формировать у учащихся чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее российской культуры; воспитание любви к родному краю, своей малой родине. Опираясь на накопленный опыт  и  ориентируясь на высшую цель образования, сформулированную в Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России, данное направление, наряду с гражданско-патриотическим, стало базовым при составлении новой воспитательной программы школы в 2012 г."Школа - наш дом".

Было решено, что новая школа должна создать новую систему стимулирующего и педагогически целесообразного влияния на жизнедеятельность учащихся, служащего целям гражданского, духовного и физического становления личности, учета и развития способностей и интересов школьников, их прав на свободный выбор видов и форм внеучебной деятельности, развития принципов природосообразности и культуросообразности как основы воспитательного процесса. 

В основу системы воспитания положены следующие исходные принципы:

  1. принцип гуманистического воспитания;
  2. принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
  3. принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
  4. принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
  5. принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
  6. принцип толерантности.

  Основой содержания воспитательного процесса являются общечеловеческие и национальные культурные ценности, ведущие идеи воспитывающей деятельности:                                             

  •  возвышение личности каждого ученика на основе формирования вокруг него культурной микросреды и осознания им уникальности и самооценки своей индивидуальности;

  • помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные, природные потребности, обусловленные возрастом.

Для осуществления этих принципов  применяются диагностические методики, помогающие изучить познавательные интересы, возможности, склонности учащихся, предоставить им широкий выбор секций, кружков, объединений, стимулирующих проявление инициативы.

Эффективным средством воспитания стало ученическое самоуправление как совместная деятельность педагогов и учащихся по управлению деятельностью своего учебного коллектива.