МОНИТОРИНГ ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) К КУРСУ ОРКСЭ 2019-2020 уч.г. (май)
Цель организации мониторинга - изучение отношения обучающихся и их родителей к процессу преподавания нового учебного курса ОРКСЭ, выявление возможных проблем, возникающих в процессе преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ.
В ходе мониторинга ставились задачи по изучению:
- эмоционального отношения и уровня интереса обучающихся и их родителей к изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ;
- впечатлений обучающихся от восприятия учебного материала;
- осознания обучающимися влияния изучаемого курса ОРКСЭ на духовнонравственное становление их личности;
- оценки обучающимися и их родителями учебно-методического комплекса по курсу ОРКСЭ.
Инструментарием мониторинга ОРКСЭ было выбрано анкетирование.
Анкеты для участников мониторинга были составлены с учетом возрастных особенностей школьников.
Материал разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими требованиями, предъявляемыми к опросникам данного типа.
Результаты анкетирования обучающихся
В мониторинге принимали участие школьники, изучающие курс ОРКСЭ:
обучающиеся, участвовавшие в анкетировании - 15 человек, что составляет 100% от общего количества обучающихся 4-го класса;
-100% изучают модуль «Основы светской этики» (далее ОРКСЭ);
-модули «Основы иудейской культуры», «Основы православной культуры» , «Основы мировых религиозных культур», «Основы буддийской культуры», «Основы мусульманской культуры» не изучаются.
На вопрос анкеты «Интересно ли вам на уроках ОРКСЭ?» 100% обучающихся ответили положительно, причем большинство из них (84%) выбрали ответ «да, очень интересно». Ответы 18% обучающихся указывают на неустойчивый интерес - «не очень интересно», и 9% обучающихся ответили об отсутствии интереса. Оценка уровня интереса обучающихся к изучению комплексного курса ОРКСЭ представлена на диаграмме (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Интерес обучающихся 4 класса к учебному курсу ОРКСЭ
В целом можно сказать, что уровень интереса обучающихся к данному учебному курсу достаточно высок.
На вопрос « Что вам нравится на уроках ОРКСЭ?» 33% обучающихся ответили, что предпочитают беседы о хороших и плохих поступках людей, 24% обучающихся - изучение праздников и традиций, 23% обучающихся - беседы о нравственных качествах человека (доброта, ответственность и т.д.), 19% обучающихся - знакомство с памятниками архитектуры, и 1% обучающихся выбрали свой ответ - просмотр мультфильмов и фильмов о притчах, изучение древней эпохи (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Предпочтения обучающихся на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ.
Результаты ответов на вопрос «Какие формы работы вам нравятся на уроках учебного курса ОРКСЭ?» показал, что 27% обучающихся предпочитают беседы на уроках, 18% обучающихся нравится чтение учебника, 18% обучающихся - индивидуальные сообщения, экскурсии, элементы лекций, 27% обучающихся - работа на компьютере, 10% обучающихся - виртуальные экскурсии, игры и театральные инсценировки (см. рисунок 3).
Рисунок 3- Выбор обучающимися форм работы на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ.
При преподавании учебного курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки, и регулярность домашнего задания определяется учителем самостоятельно. Результаты опроса показывают, что к каждому уроку домашнее задание предлагается 63% обучающихся, 35% обучающихся - иногда и 2% обучающихся не предлагается.
Ответы на вопрос «В какой форме вам нравится выполнять домашнее задание?» показали, что 55% обучающихся выбрали творческие задания и 45% обучающихся - вопросы в учебнике.
На вопрос «Все ли вы понимаете на уроках нового курса ОРКСЭ?» 82% обучающихся ответили положительно - «да, все понятно» (см. рисунок 4). Ответы 18% обучающихся указывают на недостаточное понимание учебного материала - «не все понятно».
Рисунок 4
В целом ответы обучающихся свидетельствуют о применении учителями курса ОРКСЭ различных стратегий преподавания, индивидуального подхода и умении преподнести учебный материал доступно для понимания, что является особенно важным в преподавании данного курса.
Обучащимся предлагалось ответить на вопрос «Как вы считаете, полезен ли для вас этот предмет?». Большинство обучающихся (82%) утвердительно осознают значимость для себя нового учебного курса, 18% обучающихся затрудняются в ответе.
Результаты анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся
От общего количества родителей обучающихся 4-го класса, принявших участие в анкетировании (11 человека, 100% от общего числа):
-100% родителей обучающихся, выбрали модуль «Основы светской этики»; -
На вопрос «Проводились ли в вашей школе родительские собрания, с приглашением администрации школы, на которых освещались вопросы, связанные с введением данного курса?» 100% респондентов ответили положительно.
Результаты анкетирования показывают, что 72% родителей относятся положительно к введению нового учебного курса ОРКСЭ, 18% родителей указывают на неустойчивое отношение «скорее положительно», 9% родителей относятся безразлично(см. рисунок 5).
Рисунок 5 - Отношение родителей к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ.
Родители видят положительное значение введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в расширении кругозора ребенка. Это свидетельствует о том, что многие родители воспринимают данный курс как познавательный. На вопрос анкеты «Каково положительное значение данного учебного курса?» были получены следующие результаты:
- Духовное и культурное развитие детей - 27% родителей.
- Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России; приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях - 9% родителей.
- Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям; воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; повышению нравственности детей - 18%.
- Формирование уважительного отношения к старшим - 18% родителей.
- Формирование ценности здорового образа жизни - 9% родителей.
- Приобщение молодежи к вере; снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде; формирование патриотизма и гражданской солидарности - 18% родителей.
На вопрос «Какими мотивами вы руководствовались при выборе модуля родители ответили следующим образом (см. рисунок 6).
Рисунок 6 - Мотивы, которыми руководствовались родители обучающихся при выборе модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ.
Большинство родителей (63%) выбирали модуль, опираясь на уклад жизни семьи, семейные традиции.
На выбор 27% респондентов повлиял интерес ребёнка к изучению именно этого модуля курса.
9% родителей руководствовались мнением классного руководителя или других педагогов.
Впечатления обучащихся от изучения выбранного модуля учебного курса ОРКСЭ (по мнению родителей).
- 64% родителей в своих анкетах указывают, что детям нравится изучение выбранного модуля ОРКСЭ.
- 27% родителей оценивают впечатления своих детей от изучения выбранного модуля как неоднозначные - «скорее да, чем нет».
- 9% родителей утверждают, что их детям не совсем нравится изучение выбранного модуля учебного курса ОРКСЭ - «скорее нет, чем да».
Оценка родителями обучающихся учебных пособий по модулям курса ОРКСЭ. 100% родителей считают, что учебное пособие по выбранному модулю носит воспитательный, нравственно-развивающий характер.
Вывод: Результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) преподаванием учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о том, что преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ оценивается положительно, курс интересен большинству обучающихся, учебный материал учителями преподается в доступной для понимания форме.